Рычажно-телескопический АГП
Рычажно-телескопическая конструкция (Р-ТК) разработана как более компактная альтернатива коленчатым (локтевым) подъёмникам.
В ней устранены главные проблемы АГП с высотой подъёма более 20 метров:
● большая длина стрелы в сложенном состоянии
● затруднённость работы в стеснённых условиях на 1/3 — 1/5 высоты подъёма.
В наполовину разложенном состоянии коленчатой стреле требуется дополнительно до 4 метров свободного места чтобы совершить поворот. Это происходит из-за сплошного первого пролёта стрелы.
В Р-ТК первый пролёт заменён на складную конструкцию, которая имеет намного меньшие выносы при повороте на малой и средней высоте подъёма. Также Р-ТК обеспечивает более точное маневрирование подъёмником, чем рычажная стрела. При поворотах Р-ТК имеет меньше инерции из-за меньшей длины сплошных участков стрелы.
Рычажно-телескопический АГП состоит из 3 пролётов, 2 из которых являются частью рычажного механизма, а 1 — телескопической стрелой.
Иногда, на сверхкомпактных моделях, есть вертикальная стойка. Она является удлинителем станины, но не секцией стрелы, потому что установлена неподвижно на станине.
Comet Pick-Up X4-14 на базе Ford Ranger
Принцип работы рычажного механизма
Рычажный механизм состоит из силовых балок и тяг, сочленённых таким образом, что при подъёме первого (нижнего) колена синхронно поднимается следующее. На конце второго (верхнего) пролёта рычажного механизма установлена телескопическая балка, которая приведена к нему гидроцилиндром. Этим гидроцилиндром осуществляется подъём и опускание телескопической балки, на конце которой установлена люлька.
Рычажный механизм действует синхронно за счёт неприведённых механических тяг. Это уменьшает количество точек управления, вес, стоимость, материалоёмкость и ремонтоёмкость машины.
Телескопическая стрела и люлька
Телескопическая часть — самый длинный элемент подъёмника. В современных АГП её конструируют таким образом, чтобы в транспортном состоянии её длина не превышала длины шасси, на котором установлен подъёмник.
На городских грузовиках и фургонах с короткой базой её длина не превышает 4 метра.
Телескопическая часть состоит из 2 или 3 секций и выдвигается на 2-7 метров в зависимости от модели. Она имеет коробчатую конструкцию, при которой секции вложены последовательно друг в друга. Сечение секций уменьшается от основания к люльке.
Грузоподъёмность люльки от 120 до 300 кг. Она может быть выполнена из стали, алюминия или пластика. Большинство люлек на современных АГП управляемые, с углом поворота до 360°. Опционально имеют электроизоляцию до 1000В. Также на сочленении люльки и секции стрелы находится гидроцилиндр, которым регулируют горизонтальность пола.
Таблица 1. Технические характеристики рычажно-телескопических вышек
Модель |
Высота |
Вылет |
Шасси |
Грузоподъёмность |
Поворот люльки |
---|---|---|---|---|---|
13,3 |
8,6 |
Ford F-550 |
160 |
90 |
|
12,2 |
6,5 |
Гусеничное |
200 |
320 |
|
21,8 |
8,4 |
Nissan NT400 |
230 |
90 |
|
28 |
15 |
Nissan NT500 |
230 |
90 |
|
28 |
15 |
КАМАЗ-4308 |
230 |
90 |
|
24 |
10,2 |
Nissan Cabstar |
230 |
90 |
|
24 |
10,2 |
Nissan Cabstar |
230 |
90 |
|
24 |
10,2 |
Renault Maxity |
230 |
90 |
|
24 |
10,2 |
КАМАЗ-43502 |
230 |
90 |
|
24 |
10,2 |
HINO 300 |
230 |
90 |
|
24 |
10,2 |
Газон Некст |
230 |
90 |
|
20 |
8,4 |
HINO 300 |
230 |
90 |
|
20 |
8,4 |
Isuzu NPR 75 |
230 |
90 |
|
20 |
8,4 |
ЧЕТРА ТМ140 |
230 |
90 |
|
14 |
6,2 |
Ford Ranger |
120 |
0 |
|
16 |
6 |
Piaggio Porter |
200 |
360 |
|
14 |
6 |
Piaggio Porter |
200 |
360 |
|
20 |
11,5 |
Silant |
240 |
0 |
|
13 |
6,3 |
Ford Ranger |
200 |
0 |
|
24 |
10,2 |
Ford Transit |
250 |
0 |
|
17,7 |
9,5 |
Iveco Daily |
225 |
180 |
|
17,7 |
9,5 |
Nissan Cabstar |
225 |
180 |
|
28 |
15.5 |
ЗИЛ-433362 |
250 |
360 |
|
28 |
16 |
КамАЗ-4326 |
250 |
360 |
|
28 |
16 |
Урал-4320 |
250 |
360 |
|
22 |
10 |
УРАЛ-4320 |
250 |
90 |
|
20 |
12,5 |
ГАЗ-33106 Валдай |
250 |
0 |
|
14,5 |
9,1 |
ГАЗ-C41R13 Next |
250 |
360 |
|
18 |
10,5 |
ГАЗ-C41R13 Next |
250 |
360 |
|
20 |
13 |
ГАЗ-A21R22 |
300 |
360 |
|
20 |
12,6 |
ГАЗ-3309 |
240 |
90 |
|
28 |
14 |
ГАЗ 33086 |
240 |
180 |
|
20 |
10 |
ГАЗ 33086 |
220 |
90 |
|
22 |
10,2 |
КАМАЗ 43253 |
200 |
180 |
|
14 |
7,1 |
ГАЗ-A22R22 |
250 |
90 |
|
26 |
13 |
МАЗ 457043 |
230 |
0 |
|
22 |
11,5 |
МАЗ 457043 |
250 |
90 |
|
20 |
11,5 |
ГАЗ С41R31/R33 |
200 |
180 |
|
40 |
16,5 |
МАЗ-5340 |
350 |
0 |
Коленчато-телескопические АГП
Коленчато-телескопическая конструкция (К-ТК) — логическое продолжение усовершенствования коленчатой стрелы с целью сохранения высоты подъёма при уменьшении транспортных габаритов. Так, при тех же параметрах что и у ВС-22А-12 или ВС-22.05 в сложенном положении, производителю удалось увеличить высоту подъёма с 22 до 36 метров.
Конструкция коленчато-телескопического подъёмника
По конструкции АГП К-ТК можно разделить на 2 категории
1. Классическая конструкция
Размеры и положение балок стрелы не изменились по сравнению с ВС-22, но секции стали телескопическими.
● В модели ПСС-141.36 на базе Камаз телескопическая балка — первая (нижняя)
● В LP-16 на базе Газели — вторая (верхняя)
● В CELA DT-21 на базе Nissan Cabstar — обе балки телескопические
2. Компактная конструкция
Первая (нижняя) балка имеет конструктивный излом для лучшего расположения над кабиной шасси. Вторая (верхняя) балка — телескопическая, из 2-4 секций. За счёт модификации первой (нижней) секции удалось уменьшить продольные габариты АГП до 4-5 метров у некоторых моделей.
Коленчатый механизм
Невыдвижная первая (нижняя) балка стрелы приведена двумя гидроцилиндрами, работающими синхронно. Таким образом коленчатый механизм работает аналогично рычажному, где две сочленённые секции двигаются синхронно благодаря рычажной неприведённой схеме.
Преимуществом гидравлического привода нижней части АГП можно назвать компактность. Недостатком — большее количество гидравлических элементов, чем на рычажном подъёмнике.
Люлька
Грузоподъёмность люльки от 120 до 300 кг. Она может быть выполнена из стали, алюминия или пластика. Большинство люлек на современных АГП управляемые, с углом поворота до 360°. Опционально имеют электроизоляцию до 1000В. Также на сочленении люльки и секции стрелы находится гидроцилиндр, которым регулируют горизонтальность пола.
Таблица 2. Технические характеристики коленчато-телескопических АГП
Модель | Высота | Вылет | Шасси | Грузоподъёмность | Поворот люльки |
---|---|---|---|---|---|
36 |
16 |
КАМАЗ-53228 |
300 |
0 |
|
19 |
9 |
Nissan Cabstar |
200 |
90 |
|
36 |
14 |
КАМАЗ-65115 |
300 |
180 |
|
16 |
8,5 |
ГАЗ-330202 |
200 |
360 |
|
Palfinger P280AXE Nissan NT500 |
28 |
13 |
Nissan NT500 |
200 |
0 |
22 |
9 |
ГАЗ-3309 |
250 |
0 |
|
22 |
9 |
ГАЗ-3309 |
250 |
0 |