Техническое освидетельствование — экспертиза различных технических объектов специалистами, обычно комиссией, представляющими государственные надзорные органы или имеющими государственную лицензию на право проведения или участия в таких экспертизах. Википедия
Техническое освидетельствование автовышки или автогидроподъемника (далее — ТО АГП) регламентируют документы:
- ПБ 10-256-98 «Правила устройства и безопасной эксплуатации подъёмников (вышек)»
- Руководство по эксплуатации подъёмника с рекомендациями завода-производителя
По срокам ТО АГП бывают трёх видов:
- Первичное — после выпуска машины с конвейера. Производит отдел техконтроля (ОТК) завода-изготовителя.
- Плановое — в процессе работы. Производит владелец.
- Внеплановое — после аварий, существенного ремонта, модернизации механизмов. Производит специализированное ремонтное АТП
Первичное и внеплановое ТО АГП — всегда полное.
По глубине исследования техническое освидетельствование делят на два вида:
Полное | Частичное |
---|---|
На заводе при выпуске. Затем — раз в 3 года или после ремонта, реконструкции | Каждые 12 месяцев |
Проверяют работоспособность механизмов | Проверяют работоспособность механизмов |
Проверяют целостность сварных швов, механических соединений | Проверяют целостность сварных швов, механических соединений |
Проводят статические и динамические испытания грузами | Проводят статические и динамические испытания грузами |
ТО АГП и испытания имеет право проводить только специалист по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников или организация с аккредитацией Гостехнадзора. Они же имеют право делать записи в отчётах и решениях.
Все результаты испытаний и проверок вносит в технический паспорт специалист по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников.
Цели технического освидетельствования подъёмника
- Установить соответствие ПБ 10-256-98 техпаспорту и техдокументации
- Установить исправность и безопасность эксплуатации
- Установить исправность приборов, которые отвечают за безопасную работу
- Установить соответствие организации надзора и обслуживания подъемника требованиям ПБ 10-256-98.
Частичное техническое освидетельствование (ЧТО)
Осмотру и проверке подлежат следующие части шасси и подъёмного устройства:
- все механизмы
- гидрооборудование
- электрооборудование
- приборы и устройства безопасности
- тормоза
- аппаратура управления
- освещение
- сигнализация
Проверяется состояние стальных конструкций, в частности сварных швов. Толщина стенок должна оставаться неизменной, не должно быть трещин и деформации.
Устанавливается исправность люльки или подъёмной площадки: крепления осей, пальцев, надёжность ограждения.
Проверяется состояние канатов и надёжность их закрепления на барабане и в канавках прокатных роликов. Если канат пришёл в негодность, его выбраковывают
Также проверяют заземление электросети подъёмника.
Проверки можно проводить отдельно от ЧТО АГП, если их результаты внесены в Акт.
Полное техническое освидетельствование (ПТО)
При ПТО АГП применяются все проверки из ЧТО АГП плюс испытания.
Метод испытаний должен быть описан в Руководстве по эксплуатации каждого подъёмника. Методы разрабатывает аккредитованные спецорганизации для проверки надёжности и устойчивости машины.
Статические испытания
Во время статических испытаний используют груз, на 50% больше грузоподъёмности АГП. При этом машину устанавливают на площадке в положении наименьшей расчётной устойчивости.
Если на подъёмном механизме есть люлька, то в неё устанавливают груз, на 10% больше грузоподъёмности (ГП) люльки. Другой груз массой 40% расчётной ГП подвешивают к люльке на высоте до 20 сантиметров от уровня площадки и выдерживают 10 минут.
Подъемник считается выдержавшим испытание, если в течение 10 минут. поднятый груз не опустился, а также если в металлоконструкциях не обнаружены повреждения. ПБ 10-256-98
Движения механизмов во время испытаний под нагрузкой запрещены.
Динамические испытания
При динамических испытаниях проверяют способность креплений и гидроцилиндров обеспечить заданную подвижность и устойчивость люльки.
В люльке устанавливают груз, который на 10% больше её расчётной ГП. Под такой нагрузкой оператор выполняет минимум по 3 цикла всех возможных положений люльки.
В обоих случаях испытаний допускается отрыв одной из опор от площадки и не считается за потерю устойчивости машины.
Испытания ограничителя предельного груза (ОПГ)
ОПГ регулируют номинальным грузом и пломбируют, а результаты проверки записывают в вахтенный журнал машиниста подъемника.
Рекомендуется совмещать испытания ОПГ с другими видами ТО АГП проводить не реже, чем каждые 6 месяцев.
Результаты технического освидетельствования
Грузы для испытаний предоставляет владелец. Они должны быть маркированы по массе. Результаты ТО АГП вносятся в паспорт подъёмника. Записи делает специалист, который отвечает за безопасную эксплуатацию подъёмных механизмов. Он же назначает дату следующего освидетельствования.
Разрешение на дальнейшую работу подъемника выдает специалист по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников. ПБ 10-256-98
Кто должен проводить техническое освидетельствование подъемника вышки?
За техническое состояние машины, своевременную проверку, освидетельствование, испытания, техосмотр и ремонт отвечает владелец.Если подъёмник отработал свой нормативный срок службы, владелец обязан провести экспертное обследование и привлечь специалистов с лицензией гостехнадзора. Специалисты могут продлить срок эксплуатации, если машина исправна и находится в надлежащем состоянии. Либо сделать заключение о том, что подъёмнику требуется ремонт или модернизация.
Если вы уже поняли, что вам требуется провести техническое освидетельствование автовышки, но как сделать это самостоятельно вы не знаете – заполните форму ниже и мы поможем провести все необходимые технические операции с автогидроподъемником точно в срок