Основные параметры подъёмников и вышек
Параметры — это технические данные, которые характеризуют машины, механизмы. Из них можно сделать выводы о применимости в конкретных условиях. Для первичного анализа выделяют 9 основных параметров.
Таблица 1. Основные параметры автомобильных подъёмников и вышек
Параметр | Толкование | Едниница |
---|---|---|
Грузоподъемность, Q |
Максимально допустимая масса груза, которую можно безопасно поднять в люльке |
кг |
Рабочая высота, Н |
Максимальное расстояние, на которое может быть поднята люлька по вертикали от основания, дороги, до пола рабочей площадки плюс 1,5 м |
м |
Вылет, L |
Расстояние от вертикальной оси поворота до середины рабочей площадки |
м |
Время подъёма люльки на максимальную высоту |
Время, за которое подъёмник доставляет люльку на максимальную высоту |
сек |
Скорость передвижения транспортная |
Допустимая скорость шасси при доставке к месту работы |
км/ч |
Скорость передвижения рабочая |
Скорость перемещения в пространстве или в плоскости отдельных частей машины (люлька, секции стрелы, поворот турели и т.д) |
м/с |
Мощность силовой установки |
Мощность привода: ДВС, электромотора, аккумуляторов |
Вт |
Транспортные и рабочие габариты |
Размеры машины в транспортном и рабочем положении |
м |
Масса машины |
Масса снаряжённого и готового к работе подъёмника, вышки. |
кг |
Рис.1. Схема для определения основных параметров подъемника (Н — рабочая высота, L — вылет)
Устройство и общая классификация подъёмников и вышек
Грузовые подъемники — это машины для вертикального или наклонного перемещения грузов и людей в люльках, установленных на стреле.
По конструкции шасси они бывают:
● на базе автомобиля
● прицепные
● самоходные
Большинство подъемников установлены на шасси автомобиля. Прицепные подъемники не имеют своего механизма передвижения. Самоходные могут иметь колёсное или гусеничное шасси, их перевозят на площадках.
Классификация подъёмников
По конструкции стрелы: одно-, двух-, трёхколенные*
По углу поворота:
● полноповоротные — 360° и более
● неполноповоротные — менее 360°
По типу привода подъёмного механизма:
● гидравлические
● электрогидравлические
● электромеханические
*-бывают специальные модели с большим количеством колен
Автомобильный гидравлический подъёмник — АГП
Под АГП можно приспособить любой автомобиль. Чаще всего встречаются отечественные модели на базе ГАЗ, КамАЗ, Урал, ЗиЛ, или МАЗ. Для грузоподъёмности и стрелы имеет значение не производитель шасси, а его класс и характеристики. Чем больше нагрузка и длиннее стрела, тем мощнее и устойчивее должно быть шасси.
Основные элементы подъёмника на шасси
Шасси — ходовая база подъёмника или вышки. Обычно — грузовой автомобиль.
Платформа — металлический настил на раме автомобиля, на котором находятся другие части подъёмника и оператор
Гидробак — герметичная ёмкость с маслом для гидравлической системы
Гидроцилиндры — гидравлические цилиндры, которые приводят в движение колена стрелы
Поворотный механизм — механизм, который осуществляет поворот стрелы
Стрела — несколько балок, сочленённых коленчатым или телескопическим способом
Электроизоляция — токоизолирующие прокладки между люлькой и стрелой
Рабочая площадка — место на конце стрелы для работы электриков, строителей
Пульт управления — контрольная панель с рычагами и кнопками для управления стрелой
Стойка — вертикальная опорная балка для поддержки стрелы в транспортном положении
Опоры — выдвижные стойки или «лапы» для создания опорного контура подъёмника
Защитная рамка — ограждение платформы подъёмника
Для подъёмников общего назначения в России разница будет в шасси и конструкции стрелы. Место оператора и пульт управления также могут различаться: от компактного мобильного беспроводного пульта до отдельной отапливаемой кабины. Остальные функциональные элементы будут расположены так, как показано на схеме.
Типы подъёмников
По конструкции стрелы различают четыре типа АГП
1. Подъёмник коленчатый
Стрела состоит из 2-4 секций, сочленённых шарнирами, приводится в движение гидроцилиндрами.
ТОП 3 самых популярных коленчатых автовышек:
1. АГП ПМС 212-02 на базе ГАЗ 33023
2. ВС-22.06 22 метра на базе КАМАЗ-43502
3. ПМС-328-05 28 метров на базе КАМАЗ
2. Подъёмник лестничного типа
Стрела выполнена в виде объёмных стальных рам, последовательно вложенных друг в друга. Количество секций — от двух до шести. Такая конструкция чаще всего встречается в машинах МЧС в качестве пожарной лестницы. Угол наклона меняется гидравликой, а секции приводятся в движение тягой троса (электромеханический способ).
ТОП решётчатых автовышек:
1. ВИПО-18-01 18 метров на базе ГАЗ-33086 ДК
2. АП-18 на базе ГАЗ NEXT ДК решетка 18 метров
3. Подъёмник с телескопической стрелой
Секции стрелы — полые стальные балки прямоугольного сечения — последовательно вложены друг в друга и управляются гидроцилиндрами. Наиболее популярная современная конструкция.
ТОП 3 автогидроподъёмников с телескопической стрелой:
1. ВИПО-18-01 ГАЗон NEXT ДК 18 метров
2. ВИПО-24-01 на базе ГАЗ 33086 ДК
3. ВИПО-28-01 на базе КАМАЗ-43253
4. Подъёмник коленчато-телескопический
Комбинация двух типов стрелы, где основная стреле в виде колена, а последняя секция стрелы — телескопическая.
ТОП 3 самых надёжных коленчато-телескопических автовышки:
1. ВС-22Т-01 22 метра на базе ГАЗон NEXT
3. ВС-22Т 22 метра на базе ГАЗ-3309 ДК
5. Подъёмник рычажно-телескопический
Подобная указанной выше комбинация двух типов стрелы, только основная стрела имеет конструкцию рычага, а последняя секция стрелы выдвигается (телескопическая).
ТОП 3 рычажно-телескопических автовышек:
1. ВИПО-17 17 метров на базе ГАЗель
2. Palfinger P240A 23,2 метра на базе ГАЗон NEXT
3. Manotti GDX 28 28 метров на базе КАМАЗ-43502
6. Подъёмник телескопический с гуськом

Конструкция, при которой основная стрела телескопическая, а последняя секция — это дополнительная подвижная балка стрелы, установленная на конце телескопической балки или гусёк . Цель введения гуська в конструкцию — увеличить рабочую длину последней секции подъёмника без увеличения транспортных габаритов и дать больше степеней свободы для стрелы.
ТОП 3 АГП телескопических с гуськом:
1. Klubb K21B Peugeot Expert
2. ВИПО-36-01 36 метров на базе КАМАЗ-43118
3. АГП-45-5К на шасси КАМАЗ-43118
7. Подъёмник грузовой

Телескопическая стрела с увеличенной платформой и направленным уровнем подъема на высоту не столько людей, сколько грузов. Конструкция позволяет перемещать больший тоннаж, поступаясь при этом маневренностью.
ТОП 3 самых надёжных грузовых автовышек:
1. Woosung WS-L25 25 метров на базе Kia Bongo
2. Woosung WS-L38 38 метров на базе Hyundai Mighty
3. Woosung WS-L45 45 метров на базе Hyundai HD35
8. Подъёмник для обслуживания мостов

Специфическая конструкция совмещенных колен и телескопической стрелы, при которой важность отдается вылету и возможности вышки совершать движение и манёвры в глубину, нежели в высоту.
ТОП АГП для обслуживания мостов:
1. Barin AB 9/S на шасси Mercedes-Benz Axor
2. Barin AP 73/35 J2 DAF SF
9. Ножничный подъёмник

Самоходные вышки могут иметь большую рабочую площадку и применяются для работ на высоте в объёмных помещениях: ангарах, складах или для обслуживания мостов. Современные вышки имеют ножничную конструкцию подъёмного механизма.
Иногда подъёмный механизм скомбинирован с кунгом для экономии места.

Теперь, когда мы разобрали основные типы автовышек по принципу их конструкции, вам будет легче определиться с тем, какая вышка нужна именно вам, с учетом региона использования, характера выполняемых работ и необходимого функционала.
Если вы решили, что вам нужна автовышка, но не понимаете какая именно – заполните форму ниже и мы подберём требуемый автогидроподъемник под ваш бюджет и задачи с поставкой точно в срок